Православие на Севере

Македонская Н. М. Устюжский Иоанно-Предтеченский мужской монастырь.

С 1764 года – девичий штатный монастырь 3-го класса

Описание Зверинского В.В. № 840

«Иоанно-Предтеченский или Ивановский, женский, 3 класса (с 1764 года), в городе Устюге, Вологодской губернии, на Сокольничьей горе, на которой стоял соколиный двор татарского сборщика податей Багуя или Буги, принявшего в 1262 году крещение и нареченного Иоанном. Он то и основал монастырь, который был до 1764 года мужским, а в этом году сюда переведены инокини Преображенского монастыря, тогда же упразднённого и находящегося тоже в городе Устюге».

Уточнения и дополнения к описанию

Местоположение

Монастырь находился на Ивановской горе в городе Великий Устюг Вологодской губернии.

Ныне - город Великий Устюг Вологодской области, улица Красноармейская 40.

Основание монастыря в 1262 году праведными Иоанном и Марией Устюжскими

Во времена татаро-монгольского ига город Устюг платил дань. Баскаком - сборщиком податей в Устюге служил Буга. Устюжанка Мария была взята татарином в наложницы. В 1262 году устюжане восстали против жестокого баскака. Буга испугался смерти, принял крещение с именем Иоанн, обвенчался с Марией. Под влиянием жены Иоанн стал вести благочестивую жизнь. Однажды во сне явился ему Пророк и Креститель Господен Иоанн Предтеча и повелел поставить на Сокольей горе церковь его имени. При Иоанно-Предтеченской церкви образовался монастырь. Сокольничья гора стала называться Ивановой. Скончались Иоанн и Мария в старости, мощи их в начале 20-го века покоились под спудом в Вознесенской церкви в городе Великий Устюг.

Монастырь в 17-19 веках

В писцовой книге 1630 года сказано: на горе монастырь Ивановский, в нем церковь Предтеченская деревянная холодная да деревянная теплая Трехсвятительская.

В 1672 году на средства Афанасия Федотовича Гусельникова построена новая теплая Трехсвятительская церковь с приделом великомученика Феодора Стратилата.

В 1695 году строится каменная Иоанно-Предтеченская церковь.

В 1742 году начато строительство каменной ограды вместо деревянной.

С 1764 года мужской Иоанно-Предтеченский монастырь обращен в женский общежительный штатный монастырь 3-го класса, в него перевели монахинь из упразднённого Спасо-Преображенского женского монастыря в Великом Устюге.

В 1768 году в Иоанно-Предтеченский монастырь переведены монахини из упразднённого Тотемского Богородицкого монастыря.

С 1798 года Иоанно-Предтеченский монастырь существует в качестве заштатной женской обители.

В 18 веке в монастырь на епитимию ссылались согрешившие женщины.

Вблизи северной стены монастыря хоронили умерших без покаяния, казненных и умерших от заразных болезней. Хоронили их в общих ямах, над ямой крест не ставили, а высаживалась сосенка. Эта сосновая роща вырублена в начале 19 века.

Монастырь в 20-м веке

На территории монастыря находилась каменная двухэтажная трехглавая Иоанно-Предтеченская церковь, построенная в 1695 году на средства купца Александра Васильевича Чалбышева. Верхний храм освящен в честь Рождества Крестителя Господня Иоанна Предтечи, нижний – во имя Трех святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста, Григория Богослова.

В 1740 году на средства Льва Александровича Чалбышева построены 2 придела вверху: южный – Иоанна Воина, северный - Льва Катанского. В 1777 году придел Иоанна Воина переосвящен во имя святителя Димитрия Ростовского.

Внизу в трапезе устроен в 1869 году престол иконы Божией Матери «Виленская», в пристройке в 1828 году устроен храм великомученицы Варвары.

Колокольня, построенная в 1768 году, стояла отдельно от церкви.

Под горой с западной стороны при родничке находилась деревянная часовня.

На территории монастыря располагались жилые корпуса (сестринские и настоятельский), хлебопекарня и мастерские: иконописная, позолотная, фольговая, красильная, швейная, вышивальная, вязальная, ковротканная, сапожная, столярная.

Монастырские здания окружала с северной, восточной и южной сторон каменная стена.

За ней находились церковно-приходская школа, богадельня, больница, странноприимный дом, гостиница, дом для священников, дом для диаконов, хозяйственные постройки и скотный двор.

На средства монастыря содержались церковно-приходская школа (обучали детей послушницы), больница (принимал фельдшер), богадельня и странноприимный дом для паломников.

Ежегодные финансовые поступления в монастырь составляли: деньги от казны и проценты по вечному вкладу, пожертвования, свечные и кошельковые деньги, средства за аренду земли, доход от мастерских и монастырского сельского хозяйства.


В 1914 году в Иоанно-Предтеченском монастыре проживали игуменья Аркадия, 24 манатейных монахини, 169 рясофорных послушниц, 280 послушниц на испытании и 10 трудниц. Всего насельниц – 484 человека.

Служили 2 священника. Старший священник Чижов Алексей Александрович 1863 года рождения, выпускник Вологодской духовной семинарии 1884 года. Младший священник – Авессаломов Василий Александрович 1870 года рождения, выпускник Вологодской духовной семинарии 1893 года.

Монахини в 1914 году

В столбце "Годы" указаны: год рождения, год поступления в монастырь, год пострижения в монашество.

Монашеское имяМирское имяГоды
1игумения Аркадия, с 1913 года – исправляющая должность настоятельницы, игумениядочь крестьянина Грязовецкого уезда Петра Кубасова1856 - 1877 - 1900
2монахиня Аглаида, казначеядочь диакона Ферапонта Попова из Лальска1857 - 1876 - 1902
3монахиня Ефандия, пономарьдочь крестьянина Никольского уезда Ивана Карандашева 1841 - 1867 - 1885
4монахиня Августа, послушания по старости нетдочь крестьянина Устюжского уезда Ивана Меркурьева1841 - 1863 - 1889
5монахиня Митридора, благочинная монастырядочь крестьянина Устюжского уезда Николая Трудова1845 - 1873 - 1889
6монахиня Алевтина, пономарьдочь крестьянина Устюжского уезда Василия Перевалова 1845 - 1877 - 1898
7монахиня Назарета, свечницадочь коллежского секретаря из Устюга Павла Попова1856 - 1868 - 1900
8монахиня Ангелина, пономарьдочь крестьянина Никольского уезда Федора Жаравина1842 - 1872 - 1900
9монахиня Антонина, послушание клиросноедочь крестьянина Сольвычегодского уезда Григория Третьякова1855 - 1877 - 1901
10монахиня Амфилохия, послушание – мастерица работы с фольгойдочь крестьянина Устюжского уезда Дмитрия Клепикова1853 - 1869 - 1901
11монахиня Евстолия, послушание – разные работыдочь крестьянина Никольского уезда Артемия Шемякина 1856 - 1888 - 1902
12монахиня Олимпиада, ризничаядочь крестьянина Устюжского уезда Ивана Облупина1855 - 1876 - 1906
13монахиня Агния, пономарьдочь крестьянина Устюжского уезда Михаила Елфимова1860 - 1870 - 1906
14монахиня Ангелина, послушание - клиросноедочь крестьянина Устюжского уезда Семена Кузнецова 1861 - 1871 - 1906
15монахиня Антония, послушание - клиросноедочь пономаря Евгения Заварина из Устюга1860 - 1877 - 1902
16монахиня Варвара, пономарьдочь крестьянина Устюжского уезда Тимофея Кузнецова 1855 - 1873 - 1909
17монахиня Афанасия, послушание – разные работыдочь крестьянина Никольского уезда Автонома Карандашева 1866 - 1879 - 1909
18монахиня Еликонида, послушание - портнаядочь крестьянина Никольского уезда Киприана Огаркова1861 - 1878 - 1909
19монахиня Серафима, послушание – разные работыдочь крестьянина Устюжского уезда Сергия Вольхина1860 - 1887 - 1909
20монахиня Манефа, послушание – разные работыдочь крестьянина Устюжского уезда Григория Кудрина 1869 - 1887 - 1908
21монахиня Флорентия, послушание – разные работыдочь крестьянина Вельского уезда Федора Федорова 1869 - 1894 - 1909
22монахиня Зинаида, послушания не имеет по старостивдова крестьянина Никольского уезда Андрея Лобанова 1832 - 1876 - 1912
23монахиня Марфа, послушания по старости не имеетдочь крестьянина Никольского уезда Матвея Ногина 1835 - 1877 - 1912
24монахиня Евсевия, просфорнядочь крестьянина Устюжского уезда Петра Трудова 1868 - 1886 - 1912
25монахиня Неонила, послушание - переплетчицадочь крестьянина Вятской губернии Зиновия Мухачева 1845 - 1887 - 1912

Строительство собора

Начинала строительство монахиня Паисия, назначенная в 1899 году исполняющей должность настоятельницы монастыря.

В этом году епархиальный архитектор Дружинин признал тесный Иоанно-Предтеченским храм ненадёжным.

В 1900 году церковь осматривал инженер Альберти В.А. и сделал вывод, что храм нужно перепланировать и расширить его.

В 1906 году игумения Паисия подала рапорт о построении нового собора на месте прежней церкви, обосновывая просьбу тем, что Иоанно-Предтеченская церковь не представляет художественной ценности. Вологодский епископ Никон не разрешил разобрать Иоанно-Предтеченскую церковь.

В 1907 году решено строить новый храм на новом месте по проекту художника-архитектора Курицына Владимира Николаевича. В 1908 году проект утверждён.

В 1909 году заложен храм, игумения Паисия просит выдать монахине Агнии (Алфимовой) и рясофорной послушнице Евгении Бетехтиной книгу для сбора средств в Пермской, Тобольской и Омской епархиях. Священный Синод отклонил эту просьбу. Собор строится на собственные средства монастыря.

В 1912 году игумения Паисия умирает и дело её продолжает игумения Аркадия. Средств не хватает, и в 1913 году игумения Аркадия просит выдать монахине Евстолии (Шемякиной) и рясофорной послушнице Евдокии Матвеевне Поповой книгу для сбора средств. Разрешение от Священного Синода получено, но начинается война. В 1915 году никакие работы по строительству собора не проводились.


Устюжский Иоанно-Предтеченский монастырь

Иоанно-Предтеченская церковь и недостроенный собор


После революции 1917 года

В 1918 году все монастырское имущество передано Предтеченской производственной общине. В 1920 году планировалось объединить 3 производственные общины Гледенскую, Иоанно-Предтеченскую и Яиковскую (все бывшие женские монастыри) в единую коммуну Путеводная Звезда.

Монахини старше 50 лет в Путеводную Звезду не допускались. Их переводили в Гледенскую общину, которой предназначалось выполнять функции богадельни. Проект объединения не осуществился.

В 1921 году все монахини выселены из Иоанно-Предтеченского монастыря, в 1922 году службы в Иоанно-Предтеченской церкви прекратились.

Недостроенный собор сгорел в 1921 году. В 1927 году остатки храма разобраны, все помещения бывшего монастыря переданы щетино-щеточной фабрике.

Иоанно-Предтеченская церковь, колокольня и часовня разрушены в советское время.

В настоящее время на территории Иоанно-Предтеченского монастыря находится Велико-Устюгская кисте - щеточная фабрика.

Источники

1. ГАВО. Монастырские ведомости разных лет.

2. Дунаев Б.И. Северно-русское гражданское и церковное зодчество. Город Великий Устюг. – М., 1915.

3. Зверинский В.В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. Монастыри по штатам 1764, 1786 и 1795 годов. - СПб., 1892.

4. Кляповская Е.Г. Архитектурный облик Великого Устюга в 1-ой трети 20-го века. // Великий Устюг. Краеведческий альманах. Выпуск 4. – Вологда, 2007.

5. Некролог об игумении Паисии. // ВЕВ за 1913 год.

6. Окладная книга монастырей и церквей Великоустюжской епархии 1755 года. // Вологодские епархиальные ведомости за 1872 год.

7. Полное Собрание Русских летописей. Том 37. Устюжские и вологодские летописи 16-18 век. – Л., 1982.

8. Попов Арсений. Описание Великоустюжского Иоанно-Предтеченского монастыря. // ВЕВ за 1877 год.

9. Шильниковская В.П. Великий Устюг. М., Стройиздат, 1987.